Краудфандинг — это механизм, в котором участвуют как минимум три субъекта: инициаторы, инвесторы и тот, кто их свяжет. В то время как первые несут бремя работы над предприятием, а вторые несут финансовый риск, что делает третья сторона? Сколько нужно заплатить краудфандинговой площадке за подготовку трансляции? Что означает «подготовка вопроса» на практике? В статье будет показана перспектива как компаний, использующих финансирование, так и самих владельцев краудфандинговых площадок.
Краудфандинг, или, проще говоря, краудфандинг, классифицируется как минимум на четыре основных типа, перечисленных ниже. О них стоит упомянуть, поскольку от выбранного ранее типа будет зависеть дальнейший ход процесса сбора средств:
- субсидия/пожертвование краудфандинг – вкладчик не получает никаких выгод, связанных с его поддержкой, он может рассчитывать только на искреннюю благодарность. На базе этой системы функционирует, например, платформа GoGetFunding или польская платформа Pomagam,
- краудфандинг на основе системы вознаграждений/продаж — в обмен на поддержку вкладчик получает товары, услуги или уникальные бонусы, связанные с реализацией проекта, чаще всего сам продукт или его прототип,
- Краудфандинг акций / краудфандинг акций – безусловно, наиболее юридически регулируемая и наиболее похожая форма финансирования на традиционный фондовый рынок. Компании и стартапы выпускают акции, а заинтересованные инвесторы покупают их, чтобы в будущем заработать на перепродаже или получить дивиденды. Этот тип инвестирования можно использовать, например, на Crowdcube, Funding Circle или на польских платформах, таких как Beesfund, CrowdConnect, Crowdway, FindFunds или Emiteo,
- Кредитный краудфандинг/peer-to-peer lending — по определению работает как кредит, минуя финансовые институты, но под контролем самих платформ. Сторона, заинтересованная в получении капитала, сообщает о своей потребности, а сторона, владеющая капиталом, предоставляет его на основе займа. Популярные платформы, на которых предлагается кредитный краудфандинг, включают Mintos, FastInvest или сайт рынка недвижимости CrowdRealEstate.
Здесь стоит упомянуть, что в России в случае краудфандинга по закону требуется указать порог успеха эмиссии, то есть тот, при котором эмиссия состоится. Некоторые платформы также принимают его в качестве своего «внутреннего» минимального порога для выполнения задачи. Другие, однако, устанавливают более высокие требования к реализации эмиссии и рассматривают установленный законом порог только как необходимое, но не достаточное условие.
В случае первого из описанных видов краудфандинга, т.е. субсидирования, процесс «выдачи», а точнее создания фандрайзинга, выглядит так: нуждающийся человек готовит и публикует акцию, а затем продвигает ее с целью привлечения как можно больше получателей. С момента публикации аккаунт для платежей также активен и обычно создатель коллекции может делать выводы на свой личный счет.
Практически идентичные правила применяются к краудфандингу на основе системы вознаграждений, с той разницей, что на каком-то этапе сбора появляется бонус.